01
Окт
2013
|
|
Действительно уже одно то, что оружие, имеющее культурную ценность, и старинное антикварное оружие в недалеком времени наконец-таки обретут легальный правовой статус (напомним читателю, что с момента рассмотрения данного законопроекта в первом чтении уж прошло 10 лет) имеет огромное значение для сохранения и популяризации памятников оружейной культуры, дальнейшего развития российского антикварного оружейного сообщества, его полной легализации и интеграции в мировой общекультурный процесс. А теперь предлагаю заинтересованному читателю самостоятельно ознакомиться с текстом проекта нового Федерального закона “Об оружии” и призадуматься над его содержанием… Лично у меня, как юриста, ряд его положений вызывает принципиальные возражения, как юридического, так и исторического характера. К примеру, частью первой ст. 1 ФЗ «Об оружии» введено новое понятие старинного (антикварного) оружия: «огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года». Как видим, такая законодательная дефиниция старинного (антикварного) оружия существенно ограничивает реальный круг памятников оружейной старины и явно противоречит мировой истории развития огнестрельного оружия. Задумайтесь сами, получается, что законодатели в понятие «старинное (антикварное) оружие» не включили целый пласт ценнейших исторических памятников старинного (антикварного) огнестрельного оружия ХVI - ХIХ вв., которые составляют наше национальное достояние и ныне хранятся в музейных собраниях и частных коллекциях. Под легальное понятие «старинное (антикварное) оружие» не подпадают многоствольные, казнозарядные, магазинные ружья и пистолеты ХVI-ХVII веках, сложные оружейные конструкции охотничьего оружия ХVIII века, прославленные разработки русских и иностранных оружейников ХIХ столетия. Ведь полноценные патроны к дульнозарядному оружию появляются уже в середине ХVI века. Далее отныне оружие, имеющее культурную ценность, включая старинное (антикварное) оружие законодателями отнесено к виду «гражданского оружия» (ст. 3 ФЗ «Об оружии»), что влечет разрешительный порядок его оборота и соответствующий контроль со стороны органов внутренних дел. Однако в нашем понимании «гражданское оружие» предназначено для охоты, самообороны, спорта. Целевое же предназначение старинного (антикварного) оружия совершенно иное. Это старинные памятники отечественной и мировой истории, предметы научного исследования и коллекционирования (государственного, муниципального и частного), словом, культурное наследие России, которое должно находиться в ведении Министерства культуры РФ. Более того, за рамками принятых изменений и дополнений в ФЗ «Об оружии» осталось современное холодное оружие, имеющее культурную ценность - авторское холодное оружие, о котором российские законодатели попросту… забыли. Теперь давайте посмотрим на вторую версию проекта ФЗ “Об оружии” взглядом юриста. Мы видим следующее. Часть 6 ст. 14 ФЗ «Об оружии» противоречит договорно-правовой базе Таможенного Союза, образованного республикой Беларусь, республикой Казахстан и Россией 6 октября 2007 года, т.е. международно-правовому акту, подписанному и ратифицированному нашей страной. И вот почему. В Решении № 19 Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года в “Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему” содержится пункт 10, содержащий следующую формулировку понятия старинного (антикварного) оружия: “Ввоз и вывоз огнестрельного, метательного и пневматического оружия, изготовленного до 1899г. (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя), а также иного холодного оружия, изготовленного до конца 1945г. (далее – антикварное оружие), осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными положением о порядке ввоза на таможенную территорию государств – участников таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств – участников таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов”) Как видим, формулировки понятия “старинное (антикварное) оружие”, содержащиеся в ч. 6 ст. 14 проекта ФЗ “Об оружии”, принятого Госдумой РФ во втором чтении, и цитируемом нами выше международно-правовом документе здесь различны. Что же в итоге может получиться? На территорию России юридическими и физическими в соответствии с законодательством Таможенного Союза ввозится старинное антикварное оружие, которое в нашей стране в соответствии с ФЗ “Об Оружии” таковым не является со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Налицо противоречие содержания ч. 6 ст. 14 проекта ФЗ “Об оружии” N 162784-3 и п. 3 ст. 15 Конституции РФ. В связи с этим хотелось бы обратить внимания читателя и на особенности Приступая международно-правового регулирования оборота старинного оружия. Прежде всего, выделим нормы международного права, регламентирующих правовой статус предмета антиквариата как такового. В соответствии со ст. 1 («е») Конвенции ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Париж, 17 ноября 1970 г.) 1 к предметам антиквариата относятся старинные предметы более чем 100-летней давности. А теперь обратимся к определению понятия «огнестрельное оружие», сформулированной в Протоколе против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (утвержден резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи от 31 мая 2001 года): "огнестрельное оружие" означает любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не включает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 года» (ст. 3 «а») 2. Данная Конвенция и вышеназванный Протокол к ней уже подписана и ратифицирована многими странами-членами ООН (включая, кстати, республики Беларусь и Казахстан). Ныне в оружейном законодательстве этих государств приведенный выше международно-правовой термин «огнестрельное оружие» получил свое правовое закрепление на национальном уровне. Вместе с тем, отметим, что Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его основных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (ст. 3 п. «а») Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, утвержденной резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г., подписанный Российской Федерацией в 2001 году, до сих пор не ратифицирован Государственной Думой РФ и соответственно не является составной частью российской правовой системы на основании п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Соответственно правовой статус старинного оружия в российском законодательстве не определен до сих пор. Полагаем, реально существующие исторические и юридические препоны должны воспрепятствовать дальнейшему прохождению данного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, который, на мой научный взгляд, неплохо было бы вернуть к варианту его принятия в первом чтении и еще раз согласовать со всеми субъектами законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ). И в этом случае интересы безопасности, культуры и процветания нашей Родины - России будут полноценно учтены, поскольку “SALUS POPULI – SUPREMA LEX” (“Благо народа - высший закон”. Цицерон. Законы). 1. Интернет-ресурс: Официальный сайт ЮНЕСКО
|