07
Май
2015
|
|
На прошедшем осенью 2014 чемпионате мира по дульнозарядному оружию, (неизменный восторг зрителей и уважительное внимание всех стрелков, вызывали соревнования по стрельбе из фитильного оружия). Надо признать, что, не смотря на более чем, сорокалетний срок, проведения мировых состязаний, по стрельбе из дульнозарядного оружия, фитильное оружие, все еще стоит особняком, и для более искушенных стрелков со всего мира, а не только для россиян. Краткий взгляд, на количество участников в фитильных дисциплинах, указывает, что их всегда в два-три раза меньше, чем в стрелков из кремниевого, и тем более капсульного оружия. И объяснений, здесь несколько, первое - технически это - самый сложный процесс заряжания и непривычная стрельба, второе - копии фитильного оружия выпускают немногие производители дульнозарядного оружия, а оригиналы найти практически невозможно, и это будут, как правило, образцы японского происхождения. Собственно, и все фитильные дисциплины носят японские названия танзуцу (стрельба из фитильного пистолета на 25 метров), танегасима (стрельба из фитильного мушкета на 50 метров из положения, стоя), хизади (стрельба из фитильного мушкета на 50 метров из положения с колена). Кстати, на осеннем, уже 26 по счету, чемпионате мира, впервые представитель России принял, участие в стрельбе из реплик фитильного пистолета. Таким образом, нашей командой накоплен начальный опыт по стрельбе из всех видов дульнозарядного оружия. Если не принимать во внимание, первые образцы огнестрельного оружия, где воспламенение основного заряда производилось вручную, раскаленным металлическим прутком или горящим трутом, то фитильное оружие было первым, где использовался в том или ином виде оружейный замок, что позволило совершать прицельный выстрел одной рукой. Считается, что португальские моряки первыми завезли подобное оружие в Японию в середине 16-го века. Есть даже красивая легенда, что капитан португальского судна продал два ружья местному сегуну (князь), только лишь после, того как женился на его красавице дочери. Хотя сухие педанты в пику романтикам, приводят данные о появлении огнестрельного оружия в Японии еще в начале 16 века, вследствие, торговли с Китаем или даже раньше, во времена монгольского нашествия на японские острова, еще в 13 веке, правда, тогда, только в виде зажигательных бомб. Так или иначе, но к концу 16 века, Япония, не только покупает крупные партии оружия у европейских купцов, но производит фитильное оружие самостоятельно. И опять согласно легенде, не обошлось без женщины, и на этот раз, дочери, уже местного кузнеца. Мастер оружейник из Европы, согласился передать секреты своего ремесла, лишь в обмен на руку красавицы. Поскольку кузнечное ремесло в Японии было на высоком уровне, то местные мастера, смогли удовлетворять растущий спрос на оружие. Но последующая вскоре сакоку - политика самоизоляции Японии от внешнего мира, введенная пришедшими к власти сегунами из рода Тогукава, возможно послужила одной из причин отсутствия технического развития огнестрельного оружия. Сыграло, наверное, свою роль и то обстоятельство, что кодекс самураев, подобно европейскому рыцарскому своду правил, к огнестрельному оружию также относился отрицательно. Кроме того в период Эдо, с 1603 по 1868 год, Япония практически не вела ни внешних, ни внутренних крупных войн. И оружейный прогресс в Японии, практически до конца 19 века свелся лишь к филигранному украшению фитильного оружия драгоценными металлами. За это время в Европе, сменилась несколько систем воспламенения, колесцовая, кремниевая, капсульная, Япония же продолжала жить с фитилем, применяя его даже на многоствольных конструкциях, подобных «перечницам» или револьверам. Правда, подобная картина, наблюдалась практически на всем Востоке. Но, если в Индии, отсутствие технического прогресса, можно было бы, объяснить негативным влиянием постоянных вторжений иностранных завоевателей, то в Японии, причина, вероятно, была прямо противоположная. Кроме того капсульная система воспламенения, потребовала бы развития различных областей науки и техники, необходимых для производства комплектующих капсуля. Зато конструкцию фитильного замка японские мастера довели до совершенства, предложив несколько вариантов, отличных от первоначального европейского. Фитильные замки на европейских ружьях того времени были примитивными — серпентин соединялся прямо со спусковым крючком так, что они двигались вместе. Чаще всего, европейские мастера помещали серпентин (курок) впереди пороховой полки с затравочным порохом (т. н. обратный курок, взводящийся от дула к прикладу). В японских ружьях курок взводился от приклада по направлению к стволу ( т.н. азиатский тип), хотя, на мой взгляд, это разделение условное, к примеру, в Мадридском Королевском оружейном музее, представлены два испанских фитильных ружья 16 века. Ружья внешне похожи, но если, у одного серпентин выполнен обратным, то у другого серпентин прямой. И скорее всего, первые фитильные ружья, привезенные европейцами на Восток, имели серпентин, перемещающийся от приклада к стволу, поскольку, это наиболее простая система. Японские фитильные замки были в основном двух типов. Первый имел внешнюю латунную спусковую пружину, которая действовала на конец серпентина (курка), прикрепленного на оси к латунному штырю, проходившему через замочную доску в древко ложи. Эта ось курка удерживалась бамбуковым (или латунным) штырем и располагалась вертикально как раз за казенной частью ствола. Серпентин удерживался во взведенном положении кончиком S-образного, горизонтального спускового рычага, расположенного внутри замка; он выступал сквозь замочную доску и вращался на оси под действием легкой внутренней пружины, таким образом, что кончик рычага, втягивался в доску, когда нажимали на спусковой крючок. У второго, более сложного механизма серпентин вращался на оси, также проходившей сквозь замочную доску, и закрепленной спиральной латунной спусковой пружиной внутри. Скользящий горизонтальный спусковой рычаг, который оттягивался назад, действовал на выступ , вырезанный в серпентине, и удерживал замок во взведенном положении. Напряжение спусковой пружины иногда могло варьироваться, что позволяло стрелку самому регулировать тягу спускового рычага. Ни в одном из этих двух типов оружейных замков нет винтов, все части или приклепаны к замочной доске, или различные компоненты прикреплены к рукояти латунными или бамбуковыми штырями. Даже сами пластины замков удерживались в ложах заостренными латунными штырями, вбитыми в сужающиеся отверстия в древке ложа. Что в принципе оправданно отсутствием больших ударных нагрузок в отличие от кремниевого или капсульных замков. Поэтому для разборки замка достаточно выколотки и небольшого молотка. Современные реплики танзуцу изготавливаются с сохранением основных канонов, гладкий ствол, крепление без винтов и шурупов, без использования стальных пружин, только вместо бамбуковых штырей используют латунные. Основной производитель в Европе, небольшая испанская фабрика (а можно сказать, семейная артель) ARSA, которая, наверное, на 60-80% закрывает потребности рынка, пытается занять эту нишу и итальянская, тоже небольшая фирма ARTAX, но пока в отличие от фитильного длиноствола, с коротким у них не получается. Одно время они выпускали модель фитильного пистолета европейского образца, но спроса она не нашла. Также делают качественные реплики в Словакии, на небольшом предприятии Стефана Эрнста, но пока это штучная работа и соответственно цена качество несколько выше. Кстати словацкие мастера отошли от строгого соблюдения канонов, и широко используют нержавеющую сталь для стволов, что вызвало бурное обсуждение на технической комиссии MLAIC, но окончательное решение пока, так и не принято. Рассмотрим, подробнее, в чем особенность спортивной стрельбы из танзуцу, где целью являются результат и безопасность. К привычному набору, аксессуаров, для стрельбы из дульнозарядного оружия добавляется емкость для горящего фитиля. Часто такой емкостью служит жестяная банка из-под пива или колы. Срезается верхняя крышка, в корпусе делается множество дырок для циркуляции воздуха и готово, можно выходить на рубеж. Опытные стрелки зажигают сразу два фитиля (основной и запасной) соответствующей длины, но только с одной стороны, в отличие от настоящих мушкетеров, которые для надежности поджигали фитиль с двух сторон. Серпентин на японских фитильных замках, в отличие от европейских не имеет зажима для фитиля, а только отверстие, через которое специальной иглой фиксируют фитиль в серпентине. На практике такое решение, надо признать весьма удачным, установка и снятие фитиля происходить быстро, а фиксация надежная. Если же не закрепить фитиль, то обратной вспышкой из ствола через запальное отверстие, фитиль может отбросить на пару метров. Поиск его во время соревнования отнимет немало времени и нервов, ну а в бою мог бы стоить жизни. Длина используемого фитиля, определяется скоростью горения конкретного образца, у разных производителей время горения может отличаться. Некоторые стрелки готовят смесь для пропитки самостоятельно, ведь важно соблюсти пропорции между временем горения и способностью воспламенять порох. Мне довелось попробовать фитили испанского и немецкого производства, и могу сказать, что при большей скорости горения немецкий обеспечивал, четкое возгорание затравочного пороха, в отличие от испанского. За 30 минут пока длится упражнение, у меня сгорело примерно 30-35 см фитиля. Кстати, немного не в тему, наш российский черный порох, так называемый по картинке на этикетке, «мексиканец», не воспламеняется ни от какого фитиля. В исходной позиции на соревновании, как и в жизни, оружие разряжено, горящий фитиль находится в своей посудине. По команде «Заряжай» стрелок начинает процесс зарядки. Заряжание основного заряда происходит как для любого вида дульнозарядного оружия. В фитильном оружии, так же как и кремневом, вначале иглой(которая, потом служит и для фиксации фитиля) закрывают затравочное отверстие. Эта операция не дает пороху из ствола высыпаться через затравочное отверстие и одновременно формирует канал, для проникновения пламени с затравочной полочки. Затем отмеренная порция пороха засыпается в ствол, далее, в зависимости от предпочтений стрелка, кладется пыж, или кукурузная мука, или сразу пуля завернутая в пластырь, или патч, как принято называть сейчас кусочек ткани, служащий для улучшения обтюрации пули в стволе. Патчи, как правило, применяются из хлопковой ткани, пропитанной специальной жидкостью, или смесью воска и животных жиров. Некоторые эстеты (или поборники традиций), иначе не скажешь, перед снаряжением пули кладут патч на язык, смачивая его слюной. В любом случае, влажный или осаленный патч, по стволу идет гораздо легче, и не надо прилагать чрезмерные усилия, что бы догнать пулю в стволе, до порохового заряда. После того как ствол заряжен, надо вытащить иглу из затравочного отверстия, насыпать порох на полочку и закрыть тщательно крышку полки. Затем достать горящий фитиль из емкости, обдуть его для снятия нагара и лучшего горения и установить в серпентин, зафиксировав иглой через отверстия. Здесь легко обжечь кончики пальцев, так как горящий конец фитиля, не должен намного выходит из серпентина. При все, еще закрытой крышке, можно проверить точку касания фитилем затравочной полки, но время начинает неумолимый обратный отсчет, фитиль с каждой секундой становится короче, появляется нагар, мешающий нормальному воспламенению, а после открытия крышки, в руках, по своей сути остается граната с ограниченным углом поражения, то есть куда смотрит ствол. Здесь от стрелка требуется максимальная выдержка и контроль ситуации. Спуск на фитильном оружии чрезвычайно легкий, к тому существует вероятность (пусть и небольшая) воспламенения заряда, от искры упавшей с фитиля. Прицеливание, если что-то не заладилось, можно и отложить, но для этого надо выполнить ряд манипуляций, закрыть крышку полочки, осмотреть фитиль на предмет горения и достаточной длины, и если фитиль прогорел, то надо его снимать и переустанавливать заново. По ощущениям, выстрел из фитильного оружия, происходит быстрее, чем из кремневого и даже капсульного оружия. Нет удара курка по кресалу или брантрубке, амплитуда движения серпентина, короче, чем в других типах замков. Выстрел получается несколько неожиданным. Через пять – шесть залпов, стрельбище, даже открытое, заволакивает дымом и мишени становятся плохо различимыми. Стрельба идет до последней секунды, отведенного времени. По правилам, надо сделать 13 выстрелов, за 30 минут. Из 13 выстрелов, в зачет идет 10 лучших. Если при стрельбе из капсульного оружия, большинство стрелков укладывается в 20-25 минут, то здесь, порой не все успевают сделать положенное число выстрелов. Результаты в стрельбе из фитильного пистолета, ниже, чем в других видах. Мировой рекорд, установленный в 2004 году, составляет 94 очка, тогда как в кремниевом пистолете 97 очков, капсульном револьвере 100, в капсульном пистолете тоже 100 очков. Примечательно, что рекорд для капсульных пистолетов, выполнен из оригинального пистолета 19 века, а для реплик капсульного пистолета, рекорд, пока составляет 99 очков. Вероятно, масса причин влияет на такой результат, гладкий ствол, сложность заряжания, непривычный алгоритм выстрела, когда вначале происходит вспышка на полочке, и только затем срабатывание основного заряда и небольшое количество стрелков, увлеченных таким оружием. Только лишь менее половины стран участниц, выставила своих представителей в данной дисциплине. Тем не менее, подобные соревнования, позволяют воочию убедиться в преимуществе одной системы зажигания над другой. Среди участников, не все профессиональные стрелки, очень много историков и коллекционеров. На полчаса, ты перемещаешься в другую эпоху и кажется, прокладываешь узкий мостик к своим предкам, к истории своей страны. Очевидно, что, уважение к собственной истории и стремление сохранить традиции, побудила Японскую дульнозарядную ассоциацию ходатайствовать, о включении фитильных дисциплин именно под японскими названиями. В наших же планах и силах, пока только, проведение внутренних соревнований по стрельбе из исторического оружия, с нашими названиями, близкими сердцу любого русского человека, такими как Суворов, Кутузов или скажем, Тула. Пусть, это будет пока 2-3 вида, но это будет наш праздник.
|