rosserial.info

Вход
 
    

  • vkontakte
  • Facebook
  • odnoklassniki
  • LiveJournal
  • Twitter
Все новости Охота Законодательство об оружии Новое старое оружие. Оборот
12
Апр
2017
Новое старое оружие. Оборот PDF Печать E-mail

Андрей ШЕЛЕГОВ
Председатель ассоциации
дульнозарядного оружия
Опубликовано: kalibr.tv

Итак, продолжаем разбираться в хитросплетении отечественного законодательства, регулирующего оборот копий и реплик антикварного оружия. С формулировками и определениями мы ознакомились в первой части статьи. Теперь начинается самое объёмное исследование.

Заранее прошу читателей простить мне значительный объём текста.

Интересующие нас предметы мы можем увидеть в статье 3 «Гражданское оружие» Закона об оружии (далее по тексту – Закон).

«К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.

<…>

Пункт 6:

6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

оружие, имеющее культурную ценность;

старинное (антикварное) оружие;

копии старинного (антикварного) оружия;

реплики старинного (антикварного) оружия;

<…>

(п. 6 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 113-ФЗ)»

Если пользоваться формулировками Закона, то самое главное, что нужно понимать – все оружие (в том числе его копии и реплики) разделяется по его назначению. То есть оружие, приобретаемое для охоты – должно использоваться для охоты; приобретаемое для занятий спортом – на специальных спортивных объектах; для самообороны – соответствовать своему предназначению; в культурных и образовательных целях – своему.

О том, как определить, каково предназначение различных видов оружия, можно узнать из статьи 7 Закона.

Мне придётся использовать статьи Закона не по порядку, но так будет проще проследить логику, на которой строятся мои выводы.

Статья 7. Обязательные требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

«Обязательные требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему, формы оценки соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Обязательному подтверждению соответствия подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

Обязательное подтверждение соответствия оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия проводится на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающего подлинность оружия, имеющего культурную ценность, либо соответствие копии старинного (антикварного) оружия или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность. Государственная экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей. Расходы на проведение указанной экспертизы несет собственник оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия.

 

(часть третья введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 113-ФЗ)»

Статья 18. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему

«Не подлежат продаже без сертификата соответствия или декларации о соответствии гражданское и служебное оружие и патроны к нему, не имеющие номера и клейма, оружие, имеющее культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия, а также конструктивно сходные с оружием изделия.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 10.07.2012 N 113-ФЗ)»

Эти статьи указывают на то, что основанием для отнесения оружия к определённому виду, является наличие сертификата на конкретную модель или же, в случае антикварного оружия – наличие экспертного заключения. Интересно, что экспертиза нужна также для копий и реплик – именно аттестованный Минкультом эксперт может установить соответствие копии/реплики конкретному образцу антикварного оружия. Основанием же для оборота на территории Российской Федерации является выданный на основании проведенной экспертизы сертификат. За исключением оригинальных исторических образцов, не подлежащих сертификации. Для меня представляется важным тот момент, что здесь ничего не сказано про некую обязательную культурную ценность реплик, только про их соответствие «…конкретному образцу оружия, имеющему культурную ценность». Поскольку в первой части своей статьи я отмечал наличие излишних требований именно к репликам старинного оружия.

Идем далее. Субъекты, имеющие право на приобретение копий и реплик антикварного оружия, а также право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации – это статья 10 и статья 13.

Статья 10. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия

«Право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют:

<…>

4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;

<…>

8) граждане Российской Федерации…»

Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 398-ФЗ)

<…>

«…длинноствольное одноствольное старинное (антикварное) огнестрельное оружие, копии длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплики длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинное (антикварное) холодное оружие, списанное оружие регистрации не подлежат. Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право приобретать их без получения лицензии.»

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 113-ФЗ)

Тут четко указано, что без лицензии граждане, достигшие 18 лет, могут приобретать «…длинноствольное одноствольное старинное (антикварное) огнестрельное оружие, копии длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплики длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия» без регистрации. В связке с вышеуказанными Статьями 7 и 18 – основанием для оборота такого оружия является сертификат. Как это применяется на практике – немаловажный вопрос. Объективно, гражданин может, скажем, перевозить такое оружие свободно (с соблюдением общих правил транспортировки оружия, конечно), поскольку оружие не зарегистрировано и лицензии на него у гражданина нет. Но для сотрудников МВД и охранных структур на транспорте – будет ли достаточно такого объяснения? Достаточно ли у них юридической подготовки, чтобы не чинить препятствий гражданину?

Пока можно только порекомендовать носить с собой копию сертификата на оружие. Возможно, еще выписку из Закона.

Остался и еще один вопрос. Поскольку конкретизировано, что именно без лицензии можно владеть одноствольным длинноствольным оружием (копией или репликой), то каков порядок оборота короткоствольного антикварного оружия, его копий и реплик? На основании лицензии? И если да – то какой именно?

Если с оригиналом более-менее понятно – это объект культурно-исторического наследия, то копии и реплики ни при каких обстоятельствах (за исключением, пожалуй, образцов, представляющих художественную ценность) исторической ценности не имеют. А культурную? Если не понимать под культурной ценностью ценность художественную, то разве копия не столь же культурно значима для коллекционера? Просто, в отличие от оригинала, копии и реплики гораздо более доступны.

В принципе, если использовать аналогии, то короткоствольное и длинноствольное двуствольное оружие Законом не запрещено. При наличии соответствующей лицензии можно приобрести короткоствольное огнестрельное оружие ограниченного поражения для самообороны. Или длинноствольное двуствольное оружие для охоты/самообороны. Это если вспомнить, что по Закону все оружие имеет назначение. Антикварное оружие, его копии и реплики – объект коллекционирования, оно предназначено для использования в культурных и образовательных целях. Подходящая лицензия тоже есть – коллекционная. Ведь она не только и не столько дает право на приобретение определенного количества оружия, но в первую, на мой взгляд, очередь, подтверждает статус владельца как коллекционера.

А разрешая коллекционировать оригинальные револьверы Кольта, пистолеты ЛеПажа или двуствольные ружья со стволами Бернарда, запрещать коллекционирование их копий и реплик – по меньшей мере нелепо. И именно коллекционная лицензия практически полностью отвечает условиям оборота оружия, предназначенного для культурных и образовательных целей.

В следующей интересующей нас статье подтверждается отсутствие необходимости в лицензии для владения копиями и репликами длинноствольного одноствольного оружия.

Статья 9. Лицензирование приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

«… Приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежат лицензированию в случае:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

…приобретения длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик длинноствольного одноствольного старинного (антикварного)

Для уточнения всех этих положений один неравнодушный гражданин задавал вопрос сотрудникам контролирующих органов и получил такой ответ:

Важна для понимания правил оборота копий и реплик и статья 6.

Статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

На территории Российской Федерации запрещаются:

1) оборот в качестве гражданского и служебного оружия:

огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;

(в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 111-ФЗ)

<…>

10) уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, либо приведение его в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих его конструкцию или художественное оформление.

(п. 10 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 113-ФЗ)

Первый пункт важен отсутствием прямого запрета на оборот короткоствольного оружия (указаны требования только к длинноствольному, а как мы помним, например, короткоствольное огнестрельное оружие ограниченного поражения к обороту разрешено).

Десятый пункт важен, пожалуй, как напоминание сотрудникам МВД, что экспертиза антикварного оружия должна гарантировать его сохранность. Иначе эксперт рискует разрушить или повредить объект культурно-исторического наследия, а это подразумевает уголовное наказание.

Есть в Законе и положения о ввозе. Здесь опять идет отсылка к Закону о ввозе/вывозе культурных ценностей, что несколько затрудняет общее понимание процедур

Статья 17. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

«…Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными юридическими лицами осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

(часть девятая введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 113-ФЗ)

Ранее уже упоминалась статья 18 Закона, регламентирующая торговлю гражданским оружием и патронами к нему.

В этой статье есть еще один очень важный для нас пункт:

Статья 18. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему

<…>

Запрещается продавать оружие гражданам, не представившим лицензию на приобретение соответствующего вида оружия, патроны к нему - гражданам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение такого оружия, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется. Запрещается продавать вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 10.07.2012 N 113-ФЗ)

То есть этот пункт, по идее, ставит жирную точку в вопросе: можно ли стрелять из копий и реплик антикварного оружия? Если разрешена продажа «веществ и материалов… для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия» гражданам, представившим «разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия» - значит стрельба из такого оружия разрешена, но в соответствии с его назначением. Напомню, что приобретается такое оружие в образовательных и культурных целях, включая его коллекционирование.

О том, для чего я упомянул коллекционирование – ниже.

Ещё один неравнодушный гражданин подготовил официальный запрос о порядке использования коллекционируемого оружия, привожу копию ответа на его этот его запрос:

Здесь прямо указано, что использовать коллекционируемое оружие можно в соответствии с его предназначением, т.е. допускается производство выстрела в познавательных целях (не спорт, не охота) в специально оборудованных местах.

А что Закон говорит нам о хранении старинного оружия, его копий и реплик?

Мне сразу представляется персидский ковёр на стене кабинета, а на нём кремнёвые ружья, кривые восточные сабли и ятаганы… Пара револьверов, круглый щит с арабской вязью… Дуэльный пистолет…

Увлёкся. Щит и сабли, наверное, можно оставить. И ещё ковёр. А вот при проверке условий хранения оружия остальных предметов на стене быть не должно. Или можно оставить, ведь они предназначены для использования в культурных целях?

В общем-то требования хранения общие с другими видами гражданского оружия.

Статья 22. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему

<…>

«Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.

(часть первая в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

…Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.»

Вот интересно: при отсутствии лицензии и регистрации оружия – граждане, достигшие 18 лет и проживающие в одной квартире с владельцем оружия – являются посторонними? Жена, взрослые дети. Или такое оружие нужно прятать только от гостей?

Лучше всё-таки, если оружие будет храниться под замком. Это снимет лишние вопросы со стороны контролирующих органов.

Представляется интересной и Статья 25, поскольку в культурные и образовательные цели попадает и коллекционирование.

Статья 25. Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия

<…>

«…Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.»

То есть помимо знания Закона об оружии нам понадобятся как минимум еще два документа, лучше даже три.

А именно:

1. Соответствующее Постановление Правительства;

2. Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей.

3. Методические рекомендации по оформлению документации при ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию.

Впрочем, пока достаточно.

Завершая исследование Закона об оружии в части оборота копий и реплик старинного (антикварного) оружия, попробую резюмировать всё вышеуказанное.

1. Копии и реплики длинноствольного одноствольного антикварного оружия приобретать можно без лицензии гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет – прямое указание в Законе. Основание – наличие сертификата на такое оружие.

2. Копии и реплики короткоствольного и двуствольного антикварного оружия приобретать можно исходя из назначения такого оружия и при наличии лицензии на коллекционирование. Прямого указания, как и прямого запрета – в Законе нет, однако логичным представляется, что оборот такого оружия не должен сильно отличаться от оборота антикварных образцов. Единственные отличия заключаются в необходимости сертификации для оборота на территории РФ. В противном случае не было бы необходимости в отдельном указании на безлицензионный оборот длинноствольных одноствольных образцов.

3. Использование копий и реплик для стрельбы на территории специально оборудованных объектов (тиры, стрельбища) допускается при наличии у стрелка лицензии на хранение и ношение гладкоствольного оружия (для приобретения веществ и материалов для заряжания) и строго в познавательных или образовательных целях (не для спорта, не для охоты).

В целом, необходимо признать, что у нас не самый плохой Закон об оружии. Гораздо лучше японского, например. Но и для его совершенствования необходимость имеется.

Закон должен быть более прямым, более простым для восприятия и понимания. Все значимые моменты должны быть полностью оговорены непосредственно в законе, без ссылки на другие документы.

Пока же большая часть написанного может оспариваться представителями как экспертного сообщества так и Росгвардии, сотрудникам которой в настоящее время переданы функции контроля за соблюдением оружейного законодательства.

 

Ответ МВД России
    Ответ МВД России
      Ответ МВД России
        Реплика

           

           

           

           

           

           

           

           

           

           

          e-max.it: your social media marketing partner